Дмитриевская родительская суббота (правильнее говорить, как в Церкви – “Димитриевская”) – особый день поминовения всех усопших воинов, погибших за веру и отечество. Вспоминают в этот день в Церквях и всех, скончавшихся внезапно, то есть не получивших перед смертью молитвенного напутствия в жизнь вечную.

Православные отмечают Дмитриевскую родительскую субботу

Обычно Димитриевская родительская суббота приходится на начало ноября, но в 2017г. этот день памяти отмечают чуть раньше. Дело в том, что в первую субботу ноября 2017г. у православных праздник Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября), поэтому, чтобы не мешать в одну кучу поминки и празднования, усопших воинов в этом году мы поминаем 28 октября.

Пушкин считал, что величие человека определяется тем, как он относится к "родному пепелищу" и "отеческим гробам". Дохристианская Русь помнила своих усопших, и среди дней их общенародных поминок был и осенний. Однако именно христианство наполнило дни поминовения особым смыслом. Произошло это так. В 1380 г, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной и кровавый, по свидетельству летописцев кони уже не могли не ступать по трупам, так как не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро, но "не щадя живота своего", войско Мамая было полностью разгромлено.

И хотя татаро-монгольской иго не пало и длилось еще столетье, победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде. Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь, к Сергию Радонежскому – его настоятелю. Дело в том, что именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря – богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябля. Оба погибли как герои.

По-видимому, именно осенью 1380 г. в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно в этот день? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье, так как этот день недели, даже по названию, напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому дни всеобщего поминовения усопших – это, чаще всего, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил своё имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит день ангела Дмитрия Донского – 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Димитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Логика простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью, возможно, даровали тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле, бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу такое пожелание на будущее: и впредь "память творити, кто сложил голову свою". Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. И в день Димитровской субботы поминали уже не только ратников, павших на Куликовом поле, но и всех, положивших жизнь за веру и Отчизну.

В день Димитровской родительской субботы, в храмах поминаются также и все умершие скоропостижной смертью, то есть те, кто "не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви". Богослужения по усопшим начинается накануне: в пятницу вечером православных храмах служится великая панихида, которую называют греческим словом "парастас", а в саму субботу, утром служится заупокойная литургия, а после нее общая панихида. И во время богослужения священник тайно произносит такую молитву: "Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина".

Что можно перевести так: "Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина".

Существует традиция в день поминовения приносить в храм еду – "на канон" (или "на канун"), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном – местом, где ставятся свечи по усопшим. Дело в том, раньше было принято совершать общие поминки, на которых за большим столом сообща поминали усопших. Сегодня продукты, которые верующие приносят в церковь, отдают нуждающимся. Милостыня – еще один способ почтить память усопшего близкого.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here