Дмитриевская родительская суббота (правильнее говорить, как в Церкви - "Димитриевская") - особый день поминовения всех усопших воинов, погибших за веру и отечество. Вспоминают в этот день в Церквях и всех, скончавшихся внезапно, то есть не получивших перед смертью молитвенного напутствия в жизнь вечную.

Обычно Димитриевская родительская суббота приходится на начало ноября, но в 2017г. этот день памяти отмечают чуть раньше. Дело в том, что в первую субботу ноября 2017г. у православных праздник Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября), поэтому, чтобы не мешать в одну кучу поминки и празднования, усопших воинов в этом году мы поминаем 28 октября.

Пушкин считал, что величие человека определяется тем, как он относится к "родному пепелищу" и "отеческим гробам". Дохристианская Русь помнила своих усопших, и среди дней их общенародных поминок был и осенний. Однако именно христианство наполнило дни поминовения особым смыслом. Произошло это так. В 1380 г, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной и кровавый, по свидетельству летописцев кони уже не могли не ступать по трупам, так как не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро, но "не щадя живота своего", войско Мамая было полностью разгромлено.

Читайте также:  Валериан и город тысячи планет (фильм 2017): дата выхода в России, описание

И хотя татаро-монгольской иго не пало и длилось еще столетье, победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде. Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь, к Сергию Радонежскому - его настоятелю. Дело в том, что именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря - богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябля. Оба погибли как герои.

По-видимому, именно осенью 1380 г. в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно в этот день? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье, так как этот день недели, даже по названию, напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому дни всеобщего поминовения усопших - это, чаще всего, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил своё имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит день ангела Дмитрия Донского - 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Димитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Логика простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью, возможно, даровали тебе жизнь.

Читайте также:  100 лет назад революция оборвала историю Пушкинского лицея

После первого поминовения павших на Куликовом поле, бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу такое пожелание на будущее: и впредь "память творити, кто сложил голову свою". Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. И в день Димитровской субботы поминали уже не только ратников, павших на Куликовом поле, но и всех, положивших жизнь за веру и Отчизну.

В день Димитровской родительской субботы, в храмах поминаются также и все умершие скоропостижной смертью, то есть те, кто "не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви". Богослужения по усопшим начинается накануне: в пятницу вечером православных храмах служится великая панихида, которую называют греческим словом "парастас", а в саму субботу, утром служится заупокойная литургия, а после нее общая панихида. И во время богослужения священник тайно произносит такую молитву: "Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина".

Читайте также:  С приближением Дня святого Николая в 2018 году стоит успеть подготовить подарки

Что можно перевести так: "Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя - правда навек и слово Твое - истина".

Существует традиция в день поминовения приносить в храм еду - "на канон" (или "на канун"), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном - местом, где ставятся свечи по усопшим. Дело в том, раньше было принято совершать общие поминки, на которых за большим столом сообща поминали усопших. Сегодня продукты, которые верующие приносят в церковь, отдают нуждающимся. Милостыня - еще один способ почтить память усопшего близкого.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

три × четыре =