27 августа 2017 года православные отмечают память пророка Михея (из 12-ти пророков); преподобного Арадия Вяземского и Новоторжского; священномученика Маркелла, епископа Апамейского; священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского, и с ним преподобномученика Матфея (Померанцева), архимандрита, и мученика Алексия Зверева; священномученика Владимира Цедринского, пресвитера; священномучеников Владимира Смирнова и Николая Толгского, пресвитеров, преподобномученика Елевферия (Печенникова), схиархимандрита, преподобномучениц Евы (Павловой), игумении, Евдокии (Перевозниковой), монахини, и мученика Феодора Захарова; преподобноисповедника Александра (Уродова), архимандрита; великомученика Фанурия Родосского.

Также православная церковь празднует перенесение мощей преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского и совершает празднование в честь икон Божией Матери: «Беседная» и Нарвская.

27 августа 2017 года – день памяти пророка Михея (из 12-ти пророков)

Пророк Михей, шестой из 12-ти малых пророков, происходил из племени Иудова и был родом из города Морасфи, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином. Свое пророческое служение начал около778 г. до Рождества Христова и проходил его почти 50 лет при царях иудейских Иоафаме, Ахазе и благочестивом праведном Езекии (721-691 гг. до Рождества Христова, память 28 августа). Он был современником пророка Исаии.

Обличения и предсказания пророка Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Он предвидел бедствия, грозившие Израильскому царству при его разрушении и Иудее при нашествии царя Сеннахерима Ассирийского. Ему же принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: «И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века» (Мих.5,2).

Из слов пророка Иеремии (Иер. 26, 18-19) видно, что иудеи побоялись убить пророка Михея. Мощи его были обретены в IV в. по Рождестве Христовом в Варафсатии по откровению епископу Елевферопольскому Зевину.

27 августа 2017 года – день памяти преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется, — в лесу, на церковной паперти.

Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник, преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (память 28 января), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства.

После того как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховья реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (+ 1015; первое перенесение святых мощей — 1072; общая память 2 мая).

Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу — преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу.

В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584 — 1587 годах. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спудом, в каменном гробу, служившем ранее местом упокоения преподобному Ефрему.

В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году.

27 августа 2017 года – день памяти священномученика Маркелла, епископа Апамейского

Священномученик Маркелл, епископ Апамейский, родился от знатных родителей на острове Кипре. Получив хорошее образование, он занимал высокие гражданские должности, удивляя всех чистотою жизни, кротостью, милосердием и красноречием. Около375 г., оставив жену с детьми, святой предался пустынной монашеской жизни в Сирии. Жители Апамеи, приведя его в город как бы по какому-то полезному делу, избрали его епископом. Святитель отличался ревностью в борьбе с язычеством.

Из сказания Феодорита Кирского известно про него, что, получив от святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395) дозволение разрушить крепко сложенный храм Юпитера в Апамее, святитель недоумевал, как это сделать. Один работник обещал помочь ему. Он подрыл три огромные колонны, подпирая их до времени оливковыми деревьями, а затем начал поджигать их, но деревья не загорались. Когда об этом узнал святитель Маркелл, он в церкви, у святого жертвенника, сотворил чин малого освящения воды и велел с верою окропить этой водой деревья.

После этого деревья быстро сгорели, колонны упали и увлекли за собой весь языческий храм. Когда близ Авлона в Апамейской области воины разрушали еще один языческий храм, святителя, наблюдавшего поодаль, схватили язычники и бросили в огонь († ок. 389). Убийцы были найдены, и сыновья хотели им отомстить, но Поместный Собор запретил им это, указав несправедливым мстить за ту кончину, за которую надо благодарить Бога.

27 августа 2017 года – день памяти священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского, и с ним преподобномученика Матфея (Померанцева), архимандрита, и мученика Алексия Зверева

Священномученик Василий, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Богоявленский Василий Дмитриевич) родился в февраля 1867 года в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника.

В 1888 году он окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. После рукоположения в сан иерея в 1890 году отец Василий служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии. В 1896 году он поступил в Казанскую Духовную Академию, которую закончил в 1900 году. В 1907 году отец Василий был удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему: «Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического изследования».


В 1908 году, после кончины супруги, он принимает монашеский постриг и вскоре назначается ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1909 году состоялась его хиротония в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. На Черниговской кафедре Владыка состоял с 12 мая 1911 года до 6 мая 1917 года.

В 1917 году, по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). В их числе был и Владыка Василий, который, будучи обвинён «в приверженности старому строю», был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени». Он был переведён в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырём.
Святитель участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, откуда в 1918 году был командирован в Пермь расследовать арест и убийство священномученика архиепископа Андроника (память 7 июня).

После произведения следствия Владыка с другими членами комиссии выехал из Перми, однако их поезд был остановлен между Пермью и Вяткой. В вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Владыку сбросили с Камского моста в реку. Произошло это 14 (27 н. ст.) августа 1918 года. Тело Владыки похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали тело священномученика и сожгли его.

В миру Померанцев Михаил Владимирович, родился около 1881 года. В 1902 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1906 году со степерью кандидата богословия. В марте 1906 года назначен преподавателем Орловской духовной семинарии. С 10 февраля 1908 года — преподаватель Орловского женского епархиального училища. С 19 июня 1908 года — помощник смотрителя Камышинского духовного училища Саратовской губернии. С 3 сентября 1911 года — преподаватель Олонецкой духовной семинарии.

В 1911 году рукоположен в сан иеромонаха в Киеве. С декабря того же года — заведующий церковно-приходским школами при Киево-Печерской Лавре. С марта 1914 года — помощник смотрителя Осташковского духовного училища Тверской губернии. С 28 октября 1916 года — смотритель того же училища.

8 февраля 1917 года был назначен ректором Пермской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

Член Поместного собора 1917-1918 по избранию от монашествующих. По воспоминаниям участникам Собора его называли «любимчиком Собора«. По поручению Собора был одним из участников расследования обстоятельств убийства митрополита Владимира (Богоявленского), в рамках расследования ездил в Киев, сделал на Соборе по этому поводу доклад.

Когда Священным Собором была образована Комиссия для разработки вопросов, связанных с гонениями на Православную Церковь то в ее состав вошел и архимандрит Матфей. Он был инициатором на Соборе многих предложений, в частности, по его заявлению был рассмотрен вопрос о «так называемом большевизме в Церкви», и он был докладчиком и автором проекта.

Читайте также:  Из-за урагана «Харви» эвакуируют работников 39 нефтяных платформ в Мексиканском заливе

Когда в августе 1918 г. архимандрит Матфей обратился в Соборный Совет с завлением «о разрешении ему отпуска по служебным делам в Пермь«, в заявлении он также указал, что «если найдено будет желательным участие его в Следственной Комиссии по делу ареста Архиепископа Андроника«, то он присоединится к ней, Святейший Патриарх Тихон сделал заявление, «что выбывший в Пермь по указанному делу архиепископ Василий признавал присутствие архимандрита Матфея полезным при исполнении означенного поручения«. В Перми архимандрит Матфей присоединился к Соборной Комиссии, начавшей расследование обстоятельств убийства. Советское правительство дало согласие на расследование и даже предоставило комиссии отдельный вагон.

27 августа 1918 года на обратном пути, между Пермью и Вяткой, за мостом через реку Каму, в вагон, где ехала делегация Собора во главе с архиеп. Василием (Богоявленским), ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество, власти вырыли тела и сожгли.

Родился в 1867 или 1868 году в крестьянской семье, окончил начальное училище. Служил миссионером в Московской епархии. В 1917 г. избран делегатом от мирян Московской епархии на Поместный Собор 1917-1918 гг.

В 1917 г. избран делегатом от мирян Московской епархии на Поместный Собор 1917-1918 гг.

Был направлен в Пермь в составе комиссии Собора для расследования обстоятельств убийства сщмч. Андроника (Никольского), архиеп. Пермского.

27 августа 1918 года на обратном пути, между Пермью и Вяткой, за мостом через реку Каму, в вагон, где ехала делегация Собора во главе с архиеп. Василием (Богоявленским), ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество, власти вырыли тела и сожгли.

27 августа 2017 года – день памяти священномученика Владимира Цедринского, пресвитера

Вла­ди­мир Ионо­вич Цед­рин­ский ро­дил­ся в Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Слу­же­ние Церк­ви он на­чал в Ом­ской епар­хии, в 1909 г. в сане иерея был пе­ре­ве­ден в Тур­ке­стан­скую епар­хию, где был на­зна­чен уезд­ным на­блю­да­те­лем цер­ков­но­при­ход­ских школ 2-го окру­га с ис­пол­не­ни­ем обя­зан­но­стей мис­си­о­не­ра. В даль­ней­шем отец Вла­ди­мир слу­жил в со­бо­ре свт. Ни­ко­лая в го­ро­де Леп­син­ске Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти, а с 6 июля 1912 го­да яв­лял­ся его на­сто­я­те­лем. Поз­же про­то­и­е­рей Цед­рин­ский был так­же бла­го­чин­ным церк­вей все­го Леп­син­ско­го окру­га.


На ос­но­ва­нии ра­пор­та от­ца Вла­ди­ми­ра, в ко­то­ром он со­об­щал Тур­ке­стан­ско­му и Таш­кент­ско­му епи­ско­пу Ин­но­кен­тию (Пу­стын­ско­му) о ре­ше­нии кре­стьян­ско­го со­ю­за Леп­син­ско­го уез­да изъ­ять у цер­ков­ных при­чтов зем­лю и пре­кра­тить вы­пла­ты за тре­бы, ар­хи­ерей из­дал в «Тур­ке­стан­ских Епар­хи­аль­ных Ве­до­мо­стях» при­зыв ко «всем ис­тин­но пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам и рус­ским граж­да­нам» за­бо­тить­ся о Церк­ви и ста­рать­ся об­лег­чать по­ло­же­ние свя­щен­ни­ков.

В один из вос­крес­ных дней Успен­ско­го по­ста 1918 го­да отец Вла­ди­мир Цед­рин­ский об­ра­тил­ся к сво­ей пастве с про­по­ве­дью, в ко­то­рой уве­ще­вал пре­кра­тить бра­то­убий­ствен­ную сму­ту, быть вер­ны­ми сы­на­ми пра­во­слав­ной Церк­ви и оте­че­ства. 27 ав­гу­ста, по­сле ли­тур­гии, отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван крас­но­ар­мей­ца­ми. Па­ла­чи, по­ста­вив свя­щен­ни­ка меж­ду 2 ло­шадь­ми, по­гна­ли их за го­род на клад­би­ще, где на гла­зах у при­хо­жан за­ру­би­ли свя­щен­ни­ка шаш­ка­ми. Ве­ру­ю­щие от­нес­ли те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка в цер­ковь, от­пе­ва­ние со­вер­ши­ли свя­щен­ни­ки из со­сед­них сел. Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир был по­гре­бен на клад­би­ще Леп­син­ска, ря­дом с ме­стом сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. До на­ча­ла 30-х го­дов, по­ка в крае еще бы­ли свя­щен­ни­ки, на его мо­ги­ле в день кон­чи­ны слу­жи­ли па­ни­хи­ды, впо­след­ствии ме­сто по­гре­бе­ния от­ца Вла­ди­ми­ра по­чи­та­лось мест­ны­ми жи­те­ля­ми. 2 июля 2001 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка, ныне по­чи­ва­ю­щие в Иоан­но-Бо­го­слов­ской церк­ви в го­ро­де Тал­ды-Кур­гане (Тал­ды­кор­ган). Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду.

27 августа 2017 года – день памяти Владимира Смирнова и Николая Толгского, пресвитеров, преподобномученика Елевферия (Печенникова), схиархимандрита, преподобномучениц Евы (Павловой), игумении, Евдокии (Перевозниковой), монахини, и мученика Феодора Захарова

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич Смир­нов ро­дил­ся 18 фев­ра­ля 1885 го­да в Москве в се­мье поч­то­во­го слу­жа­ще­го. Окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и юри­ди­че­ский фа­куль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. В 1911 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иерея. В 1924 го­ду яв­лял­ся кон­суль­тан­том по юри­ди­че­ским во­про­сам при Пат­ри­ар­хе Мос­ков­ском и всея Рос­сии св. Ти­хоне. В том же го­ду Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич Смир­нов был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции» и око­ло 3 ме­ся­цев про­вел в Бу­тыр­ской тюрь­ме. Вско­ре по­сле осво­бож­де­ния воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Отец Вла­ди­мир под­вер­гал­ся аре­стам так­же в 1930 и 1931 го­дах.
В 1932 го­ду свя­щен­ник вновь был аре­сто­ван в Москве, при­го­во­рен к 5 го­дам ИТЛ и от­прав­лен в Сви­рь­лаг. Через 11 ме­ся­цев в свя­зи с его бо­лез­нью за­клю­че­ние за­ме­ни­ли на ссыл­ку в Чим­кент.

23 июня 1937 го­да отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му Чим­кен­та, об­ви­нен в про­ве­де­нии «по­ра­жен­че­ской аги­та­ции, в ко­то­рой воз­ла­гал на­деж­ды на фа­шист­ские стра­ны, мо­гу­щие по­кон­чить с ком­му­низ­мом в СССР, вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив зай­мов, кле­ве­тал на со­вет­скую пе­чать… ак­тив­но про­во­дил ан­ти­обо­рон­ную де­я­тель­ность». Свя­щен­но­му­че­ник ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 27 ав­гу­ста 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти от 23 ав­гу­ста. По­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле в при­го­ро­де Чим­кен­та. Про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ 2000 го­да.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай – Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Толг­ский – ро­дил­ся 20 фев­ра­ля 1886 го­да в се­ле Дор­ки Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Он яв­лял­ся млад­шим из трех бра­тьев-свя­щен­ни­ков, сы­но­вей про­то­и­рея Ва­си­лия Толг­ско­го, слу­жив­ше­го в се­ле Дор­ки. Стар­ший брат, про­то­и­е­рей Сер­гий, слу­жил в Москве в церк­ви Рож­де­ства Бо­жи­ей Ма­те­ри на Ку­лиш­ках, а за­тем церк­ви Пет­ра и Пав­ла на Яу­зе. В 1936 го­ду он доб­ро­воль­но по­сле­до­вал в ссыл­ку вме­сте с се­мьей до­че­ри (г. Ко­канд). Сред­ний брат отец Алек­сандр был из­вест­ным на­сто­я­те­лем хра­ма Илии Про­ро­ка в Обы­ден­ном пе­ре­ул­ке.


Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­лу­чил сна­ча­ла в Мос­ков­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1907 го­ду, за­тем стал кан­ди­да­том бо­го­сло­вия в Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии (год окон­ча­ния 1911). Свя­щен­ный сан он при­нял по­сле окон­ча­ния Ака­де­мии и был на­прав­лен для слу­же­ния в Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь се­ла Ал­ту­фье­во Мос­ков­ской гу­бер­нии, за­тем был пе­ре­ве­ден в Моск­ву в цер­ковь пре­по­доб­но­го Сер­гия в Пуш­ка­рях (Ко­ло­коль­ни­ков пе­ре­улок).

Отец Ни­ко­лай был очень яр­кой фигу­рой в цер­ков­ной жиз­ни то­го вре­ме­ни. Невзи­рая на раз­вер­ты­ва­е­мые без­бож­ной вла­стью го­не­ния на Цер­ковь, он ак­тив­но за­ни­мал­ся про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­стью, со­зда­вал хо­ры. На ду­хов­но вы­со­ко­го пас­ты­ря об­ра­ти­ли вни­ма­ние, он стал лич­но из­ве­стен Св. Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну. Отец Ни­ко­лай был на­зна­чен бла­го­чин­ным Сре­тен­ско­го Со­ро­ка церк­вей окру­га, ру­ко­по­ло­жен во про­то­и­е­реи, на­граж­ден мит­рой.

В 1922 го­ду про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван за пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия, но через две неде­ли от­пу­щен. Вто­рой арест со­сто­ял­ся 12 ап­ре­ля 1935 го­да: осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД СССР при­го­во­ри­ло аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка к 3 го­дам ссыл­ки в го­род Чим­кент Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти.

23 июня 1937 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван тре­тий и по­след­ний раз в ссыл­ке. На­ря­ду с об­ви­не­ни­я­ми, предъ­яв­лен­ны­ми всем участ­ни­кам де­ла (участ­ник «к/р цен­тра, ку­да во­шли зна­чи­тель­ные по ко­ли­че­ству кад­ры цер­ков­ни­ков, мо­на­хов, по­пов», для «уста­нов­ле­ния Пат­ри­ар­ше­ства и гла­вен­ства Церк­ви над го­судар­ствен­ной вла­стью») про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Толг­ский об­ви­нял­ся в том, что был «ру­ко­во­ди­те­лем ссыль­но­го ду­хо­вен­ства в Ка­ра­кат­ском рай­оне, по по­ру­че­нию [епи­ско­па] Ко­бра­но­ва груп­пи­ро­вал во­круг се­бя и осу­ществ­лял к/р ру­ко­вод­ство к/р эле­мен­том в се­ле Ле­нин­ском. Вел к/р аги­та­цию по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра, пи­сал к/р ро­ман, изъ­ятый при обыс­ке».
На до­про­се на во­прос сле­до­ва­те­ля: «Дай­те по­ка­за­ния о Ва­шей к/р де­я­тель­но­сти», отец Ни­ко­лай от­ве­тил: «К/р де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся и по­ка­зать по это­му во­про­су ни­че­го не мо­гу».

Трой­ка при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – он был рас­стре­лян 27 ав­гу­ста 1937 го­да в Ли­сьей бал­ке го­ро­да Чим­кен­та, в на­сто­я­щее вре­мя ме­сто его за­хо­ро­не­ния неиз­вест­но. Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай был про­слав­лен в ли­ке свя­тых на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Елев­фе­рий (Пе­чен­ни­ков) ро­дил­ся в 1870 го­ду в де­ревне При­пе­чи­но Че­ри­ков­ско­го уез­да Мо­гилёв­ской гу­бер­нии и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. В 1892 го­ду он был при­зван в ар­мию и слу­жил ря­до­вым. Вре­мя при­ня­тия иерей­ско­го са­на точ­но неиз­вест­но. Был пол­ко­вым свя­щен­ни­ком. С 1896 го­да он стал мо­на­хом смо­лен­ско­го Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря.
5 де­каб­ря 1922 го­да отец Елев­фе­рий был аре­сто­ван Смо­лен­ским гу­б­от­де­лом ГПУ как про­тив­ник об­нов­лен­че­ско­го те­че­ния и как «убеж­ден­ный сто­рон­ник Ти­хо­на». 10 де­каб­ря 1922 го­да он был осво­бож­ден с под­пис­кой о невы­ез­де. 20 мар­та 1924 го­да мо­нах сно­ва был аре­сто­ван, на этот раз по об­ви­не­нию в «уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции», и по­ме­щен в дом пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния в Смо­лен­ске. 3 ап­ре­ля 1924 го­да об­ви­не­ние с него бы­ло сня­то и под­пис­ка о невы­ез­де от­ме­не­на.

26 фев­ра­ля 1930 го­да по­сле­до­вал тре­тий арест. Об­ви­не­ние за­клю­ча­лось в «уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции» по де­лу «Смо­лен­ско­го со­бор­но­го брат­ства», отец Елев­фе­рий со­дер­жал­ся во вре­мя след­ствия в тюрь­ме Смо­лен­ска. 28 мая 1930 го­да мо­нах Елев­фе­рий (Пе­чен­ни­ков) Кол­ле­ги­ей ОГПУ СССР был при­го­во­рен к 10 го­дам конц­ла­ге­рей. Срок он от­бы­вал в Со­ло­вец­ком ИТЛ, в 1932 го­ду его пе­ре­ве­ли на стан­цию Ман­кент Тур­ке­ста­но-Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги в Сай­рам­ском рай­оне Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти.
23 июня 1937 го­да отец Елев­фе­рий был аре­сто­ван в ла­ге­ре вме­сте с про­то­и­е­ре­ем свя­щен­но­му­че­ни­ком Вла­ди­ми­ром Смир­но­вым, игу­ме­ни­ей пре­по­доб­но­му­че­ни­цей Евой (Пав­ло­вой), про­то­и­е­ре­ем свя­щен­но­му­че­ни­ком Ни­ко­ла­ем Толг­ским и дру­ги­ми по де­лу мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва), мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых) и ар­хи­епи­ско­па Алек­сия (Ор­ло­ва).

Читайте также:  В семье Малининых разразился новый скандал

Схи­ар­хи­манд­рит Елев­фе­рий был об­ви­нен в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти как «ру­ко­во­ди­тель тай­но­го мо­на­сты­ря в Ман­кен­те, про­во­див­ший по­стри­же­ние в тай­ное мо­на­ше­ство». Ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти он се­бя не при­знал. 26 июля 1937 го­да осо­бой трой­кой при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти отец Елев­фе­рий (Пе­чен­ни­ков) был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 27 ав­гу­ста 1937 го­да его рас­стре­ля­ли в Ли­сьей бал­ке близ го­ро­да Чим­кент и он был по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле. Пре­по­доб­но­му­че­ник Елев­фе­рий был про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ в 2000 го­ду.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ева – в ми­ру Аки­ли­на Ва­си­льев­на Пав­ло­ва – ро­ди­лась 10 июля 1879 го­да в се­ле Ис­са Ин­зар­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Из­вест­но, что она бы­ла игу­ме­ни­ей од­но­го из Пен­зен­ских мо­на­сты­рей. В 1929 го­ду ма­туш­ка бы­ла аре­сто­ва­на в се­ле Бал­ки Са­ра­тов­ской об­ла­сти. В след­ствен­ном де­ле есть про­ти­во­ре­чия в за­пол­не­нии ан­кет: в од­ном ме­сте го­во­ри­лось, что она бы­ла осуж­де­на на 3 го­да ссыл­ки в Ка­зах­стан, а в дру­гом ме­сте, что на 8 лет. По­дроб­но­сти за­клю­че­ния неиз­вест­ны, но в од­ной ан­ке­те го­во­ри­лось, что срок ссыл­ки у нее за­кон­чил­ся в 1932 го­ду.

Вто­рой раз игу­ме­ния Ева бы­ла аре­сто­ва­на 23 июня 1937 го­да. 23 ав­гу­ста 1937 го­да по де­лу N723, по об­ви­не­нию мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва), мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых), ар­хи­епи­ско­па Алек­сия (Ор­ло­ва) и дру­гих бы­ло вы­не­се­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, в ко­то­ром, кро­ме все­го про­че­го, го­во­ри­лось: «Пав­ло­ва Ева – ру­ко­во­ди­тель тай­но­го мо­на­сты­ря в г.Чим­кен­те, на­хо­ди­лась под ру­ко­вод­ством Иоси­фа (Пет­ро­вых) и Ко­бра­но­ва, на­прав­ля­ла к Пет­ро­вых за­вер­бо­ван­ных ею жен­щин для по­стри­же­ния. Си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ла к/р аги­та­цию, вы­ска­зы­ва­ла по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния с ожи­да­ни­ем вос­ста­нов­ле­ния мо­нар­хи­че­ско-бур­жу­аз­но­го строя». На след­ствии ма­туш­ка за­яви­ла: «Контр­ре­во­лю­ци­ей я не за­ни­ма­лась и не про­во­ди­ла та­кую ра­бо­ту».

Трой­ка при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла игу­ме­нию Еву (Пав­ло­ву) к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 27 ав­гу­ста 1937 она бы­ла рас­стре­ля­на в Ли­сьей бал­ке го­ро­да Чим­кен­та в Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца мо­на­хи­ня Ев­до­кия – в ми­ру Ев­до­кия Алек­сан­дров­на Пе­ре­воз­ни­ко­ва ро­ди­лась 7 фев­ра­ля 1880 го­да в се­ле Че­рев­ко­во Соль­вы­че­год­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии и про­ис­хо­ди­ла из кре­стьян­ской се­мьи. Вре­мя по­стри­га ее неиз­вест­но. До ре­во­лю­ции она под­ви­за­лась в мо­на­сты­ре, по­том ра­бо­та­ла в порт­няж­ной ма­стер­ской. Ма­туш­ка Ев­до­кия по­сле­до­ва­ла в ссыл­ку за Ка­зан­ским и Сви­яж­ским мит­ро­по­ли­том свя­щен­но­му­че­ни­ком Ки­рил­лом (Смир­но­вым) в по­се­лок Яны­кур­ган Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти, где бы­ла его ке­лей­ни­цей. 13 июля 1937 го­да мо­на­хи­ня бы­ла аре­сто­ва­на в Чим­кен­те по об­ви­не­нию в «при­над­леж­но­сти к контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции». Ви­нов­ной се­бя она не при­зна­ла. 23 ав­гу­ста 1937 го­да Осо­бой трой­кой при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти ма­туш­ка Ев­до­кия (Пе­ре­воз­ни­ко­ва) бы­ла при­го­во­ре­на к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и рас­стре­ля­на 27 ав­гу­ста в Чим­кен­те. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца про­слав­ле­на Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ в 2000 го­ду.

Му­че­ник Фе­о­дор – Фе­дор Дмит­ри­е­вич За­ха­ров – ро­дил­ся 13 ап­ре­ля 1874 го­да в по­сел­ке Уг­лиц­кий Че­ля­бин­ско­го уез­да Орен­бург­ской гу­бер­нии в потом­ствен­ной ка­за­чьей се­мье. В 1919 го­ду он был аре­сто­ван бе­лы­ми офи­це­ра­ми, но через день вы­пу­щен. До 1920 го­да Фе­дор Дмит­ри­е­вич про­жи­вал во Вла­ди­во­сто­ке. В 1920 го­ду в го­ро­де Верх­не­удин­ске он был аре­сто­ван за пе­ре­ход из Вла­ди­во­сто­ка через по­ло­су бе­лых, но через 32 дня осво­бож­ден.

В 1937 го­ду Фе­до­ра За­ха­ро­ва аре­сто­ва­ли в по­след­ний раз по груп­по­во­му де­лу «ар­хи­епи­ско­па Алек­сия (Ор­ло­ва) и др. г. Чим­кент, 1937 г.». В ар­хив­ном след­ствен­ном де­ле име­ет­ся справ­ка: «За­ха­ров Ф.Д., ве­дя бро­дя­чий об­раз жиз­ни, бы­ва­ет в раз­ных мест­но­стях Ка­зах­ста­на и про­во­дит сре­ди на­се­ле­ния а/с аги­та­цию кле­вет­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра по адре­су во­ждей пар­тии и сов­пра­ви­тель­ства. Кро­ме то­го, яв­ля­ет­ся непо­сред­ствен­ным ис­пол­ни­те­лем к/р де­я­тель­но­сти Таш­кент­ско­го мит­ро­по­ли­та и мест­ных а/с ар­хи­ере­ев, т.е. вы­пол­ня­ет роль свя­зи­ста меж­ду от­дель­ны­ми к/р груп­пи­ро­ва­ни­я­ми цер­ков­ни­ков и их ру­ко­во­ди­те­лей».

23 ав­гу­ста 1937 г. по де­лу N723, по об­ви­не­нию мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва), мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых), ар­хи­епи­ско­па Алек­сия (Ор­ло­ва) и дру­гих бы­ло вы­не­се­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, в ко­то­ром сре­ди про­че­го го­во­ри­лось: «За­ха­ров Фе­дор – свя­зист меж­ду цен­тром и к/р ячей­ка­ми его на тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на, Уз­бе­ки­ста­на и Кир­ги­зии. Сре­ди на­се­ле­ния вел к/р аги­та­цию. За­ни­мал­ся пре­по­да­ва­ни­ем за­ко­на Бо­жия».

На до­про­се Фе­дор Дмит­ри­е­вич за­явил, что «ни к ка­кой к/р ор­га­ни­за­ции <…> не при­над­ле­жал и ни­ка­кой к/р ра­бо­ты <…> не вел». В ав­гу­сте 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла Фе­до­ра За­ха­ро­ва к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 27 ав­гу­ста 1937 го­да он был рас­стре­лян в Ли­сьей бал­ке го­ро­да Чим­кен­та в Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти.

27 августа 2017 года – день памяти преподобноисповедника Александра (Уродова), архимандрита

Ар­хи­манд­рит Алек­сандр (Ге­ор­гий Ан­дре­евич Уро­дов) ро­дил­ся в 1882 го­ду в се­мье кре­стья­ни­на се­ла Невеж­ки­но Чем­бар­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. Окон­чив зем­скую шко­лу, он был на­зна­чен пев­чим в свою при­ход­скую цер­ковь. В 1901 г., от­пра­вив­шись в пу­те­ше­ствие в г.Са­ров, он оста­но­вил­ся в Са­нак­сар­ском мо­на­сты­ре. Здесь Ге­ор­гий ре­шил по­свя­тить свою жизнь ино­че­ским тру­дам. 30 ав­гу­ста 1911 го­да по­слуш­ник Ге­ор­гий был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Алек­сандр. Вско­ре в Там­бо­ве его ру­ко­по­ло­жи­ли в сан иеро­ди­а­ко­на, а 22 июля 1913 го­да – в иеро­мо­на­ха. 20 июля 1915 го­да иеро­мо­нах Алек­сандр был из­бран бра­ти­ей в на­сто­я­те­ли Са­нак­сар­ско­го мо­на­сты­ря и ар­хи­епи­ско­пом Ки­рил­лом (Смир­но­вым) воз­ве­ден в сан игу­ме­на.

В 1917 го­ду Рос­сию за­хлест­ну­ла вол­на ре­во­лю­ции и крас­но­го тер­ро­ра. В кон­це фев­ра­ля 1918 го­да часть бра­тии во гла­ве иеро­мо­на­хом Вла­ди­ми­ром, под­дер­жи­ва­е­мая боль­ше­ви­ка­ми, учи­ни­ли бунт в мо­на­сты­ре и сме­сти­ли игу­ме­на Алек­сандра с долж­но­сти на­сто­я­те­ля оби­те­ли. По по­ста­нов­ле­нию Во­ен­но-ре­во­лю­ци­он­но­го три­бу­на­ла 27 мар­та 1918 го­да отец Алек­сандр был аре­сто­ван. На до­про­се он ви­нов­ным се­бя не при­знал, и три­бу­нал по­ста­но­вил вы­слать его из мо­на­сты­ря. 3 ап­ре­ля 1922 г. о. Алек­сандр по опре­де­ле­нию Свя­щен­но­го Си­но­да был на­зна­чен на­мест­ни­ком Се­ми­е­зер­ной пу­сты­ни Ка­зан­ской епар­хии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. Вла­сти и здесь об­ра­ти­ли на него свой гнев – в 1922 го­ду о. Алек­сандр при­вле­кал­ся к от­вет­ствен­но­сти по де­лу изъ­я­тия цер­ков­ных цен­но­стей. Но, не взи­рая на все го­не­ния, в том же го­ду он ста­но­вит­ся ак­тив­ным участ­ни­ком борь­бы с об­нов­лен­че­ством в Ка­зан­ском крае, а Се­ми­е­зер­ная пу­стынь его тру­да­ми пре­вра­ща­ет­ся в центр этой борь­бы. 31 ок­тяб­ря 1928 г. ар­хи­манд­рит Алек­сандр был аре­сто­ван и при­го­во­рен к трем го­дам конц­ла­ге­ря и трем го­дам ссыл­ки на Урал.

По­сле ссыл­ки отец Алек­сандр ока­зал­ся в Вят­ской епар­хии. 5 ав­гу­ста1935 г. епи­скоп Яран­ский Ди­мит­рий (По­спе­лов) на­зна­чил ар­хи­манд­ри­та Алек­сандра в с. Со­боле­во, ныне Сан­чур­ско­го рай­о­на Ки­ров­ской об­ла­сти. Здесь в те­че­нии 26 лет отец Алек­сандр под­ви­зал­ся о Гос­по­де и скон­чал свои дни. Дол­гое вре­мя он от­но­сил­ся к чис­лу так на­зы­ва­е­мых «не по­ми­на­ю­щих». В 1955 го­ду ар­хи­манд­рит Алек­сандр при­знал из­бра­ние Пат­ри­ар­ха Алек­сия (Си­ман­ско­го) и вос­со­еди­нил­ся с Пат­ри­ар­шей Цер­ко­вью, на­пи­сав пись­мо пра­вя­ще­му ар­хи­ерею Ки­ров­ской епар­хии ар­хи­епи­ско­пу Ве­ни­а­ми­ну (Ти­хо­ниц­ко­му) с прось­бой о мо­на­ше­ском по­гре­бе­нии по­сле его смер­ти. 14 ав­гу­ста 1961 го­да, до­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, ар­хи­манд­рит Алек­сандр ото­шел ко Гос­по­ду. Его свя­тые мо­щи ныне пре­бы­ва­ют в Санак­сар­ском мо­на­сты­ре.

27 августа 2017 года – день памяти великомученика Фанурия Родосского

Один из самых загадочных святых, горячо любимый и почитаемый православной Грецией, но малоизвестный другим народам, прославляемый Церковью в лике великомучеников.

Нет точных сведений о том, когда жил святой, кем были его родители и откуда происходил он родом. Традиционно называют святого «родосским» — по месту обретения его иконы. А открыт образ святого был в XVI веке, когда остров Родос находился под властью Османской империи.

Однажды местный паша приказал восстановить разрушенные нападением неприятеля городские стены. При проведении строительных работ были обнаружены погребенные под землю старые дома и храм, лежащие в руинах. Греческие рабочие, заинтересованные находкой, принялись копать глубже, чтобы дойти до самого основания храма. Когда им, наконец, удалось попасть внутрь, они обнаружили, что все предметы в храме уничтожены временем.

Настоящее чудо открылось им, когда была обнаружена одна икона вовсе не тронутая временем, она выглядела так, будто была написана только вчера.

Глазам верующих открылось изображение неизвестного им прежде святого. Из центральной части иконописной доски смотрел на них юноша в облачении римского воина, держащий в руке мученический крест и зажженную свечу, а вокруг него двенадцать клейм – сцен мучений, которым его подвергали.\

Страшны были пытки святого: его и били камнями, и пороли плетьми, и раздирали тело гвоздями, обжигали огнем. Надпись на иконе гласила «Святой Фанурий».

Находящийся на острове архиепископ Нил Диаспорин рассмотрел изображения страданий святого Фанурия и сделал вывод, что перед ним великомученик. Нил отправился к османскому правителю Родоса, просить разрешения на восстановление храма. Паша ответил отказом, но Нил настоял на своей просьбе, и в итоге правитель согласился. Храм Святого Фанурия был отреставрирован и по сей день стоит на том же месте. Внутреннее его убранство пострадало во время одного из пожаров, но, несмотря на это, в храме регулярно совершаются богослужения.

Читайте также:  У Трампа обнаружилась необычная вредная привычка

Святого Фанурия очень любят на острове Родос, считая покровителем столицы, одноименного с островом города. В день обретения иконы святого – 27 августа (9 сентября) – жители Родоса совершают крестный ход со святым образом. Конечно же, Фанурий не стал исключительно «местным» святым, его любят и чтят повсюду в Греции.

Известно множество чудес, произошедших по предстательству святого Фанурия.

Имя святого означает «Являющий», то есть «делающий видимым», поэтому молятся святому чаще всего в надежде что-то найти. Примеры бывают очень разными: так, к святому Фанурию с молитвой может придти человек, обронивший ключи, в надежде их найти, а может - потерявший близкого или здоровье; или же просто девушка в мечтах найти суженого. Зажженная свеча в руках святого Фанурия – огонек надежды просящих.

По традиции, молящийся святому приносит к его иконе фануропиту – «пирог святого Фанурия», который печется по особому рецепту с белым вином, изюмом и корицей. Предварительно пирог нарезают небольшими кусочками, заворачивая их в фольгу, чтобы каждый верующий, приходящий в этот день в храм, мог отведать чудесного пирога.

27 августа 2017 года – перенесение мощей преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

Ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры свя­той Ан­то­ний ро­дил­ся в на­ча­ле XI ве­ка в го­ро­де Лю­бе­че (вбли­зи Чер­ни­го­ва) и в Кре­ще­нии был на­зван Ан­ти­пой. С юных лет он по­чув­ство­вал вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни и по вну­ше­нию свы­ше ре­шил­ся ид­ти на Афон. В од­ной из Афон­ских оби­те­лей он при­нял по­стриг и на­чал уеди­нен­ную жизнь в пе­ще­ре близ это­го мо­на­сты­ря, ко­то­рую до сих пор по­ка­зы­ва­ют. Ко­гда он при­об­рел в сво­их по­дви­гах ду­хов­ную опыт­ность, игу­мен дал ему по­слу­ша­ние, чтобы он шел на Русь и на­са­дил ино­че­ство в этой но­во­про­све­щен­ной хри­сти­ан­ской стране. Ан­то­ний по­ви­но­вал­ся. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний при­шел в Ки­ев, здесь бы­ло уже несколь­ко мо­на­сты­рей, ос­но­ван­ных по же­ла­нию кня­зей гре­ка­ми. Но свя­той Ан­то­ний не из­брал ни од­но­го из них, по­се­лил­ся в двух­са­жен­ной пе­ще­ре, вы­ко­пан­ной пре­сви­те­ром Иларионом. Это бы­ло в1051 г. Здесь свя­той Ан­то­ний про­дол­жал по­дви­ги стро­гой ино­че­ской жиз­ни, ко­то­ры­ми сла­вил­ся на Афоне: пи­щей его бы­ли чер­ный хлеб через день и во­да в крайне уме­рен­ном ко­ли­че­стве. Вско­ре сла­ва о нем раз­нес­лась не толь­ко по Ки­е­ву, но и по дру­гим рус­ским го­ро­дам. Мно­гие при­хо­ди­ли к нему за ду­хов­ным со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем. Неко­то­рые ста­ли про­сить­ся к нему на жи­тель­ство. Пер­вым был при­нят некто Ни­кон, са­ном иерей, вто­рым пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий.

Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий про­вел свою мо­ло­дость в Кур­ске, где жи­ли его ро­ди­те­ли. С ран­них лет он об­на­ру­жил бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние ду­ха: каж­дый день он бы­вал в хра­ме, при­леж­но чи­тал сло­во Бо­жие, от­ли­чал­ся скром­но­стью, сми­ре­ни­ем и дру­ги­ми доб­ры­ми ка­че­ства­ми. Узнав, что в хра­ме ино­гда не слу­жат ли­тур­гию из-за недо­стат­ка просфор, он ре­шил сам за­нять­ся этим де­лом: по­ку­пал пше­ни­цу, сво­и­ми ру­ка­ми мо­лол и ис­пе­чен­ные просфо­ры при­но­сил в цер­ковь.

За эти по­дви­ги он тер­пел мно­го непри­ят­но­стей от ма­те­ри, ко­то­рая го­ря­чо его лю­би­ла, но не со­чув­ство­ва­ла его стрем­ле­ни­ям. Услы­шав од­на­жды в церк­ви сло­ва Гос­под­ни: «Кто лю­бит от­ца или мать бо­лее, неже­ли Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня», он ре­шил­ся оста­вить и мать (отец уже умер), и род­ной го­род и явил­ся в Ки­ев к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию. «Ви­дишь ли, ча­до, – спро­сил его Ан­то­ний, – что пе­ще­ра моя скром­на и тес­на?» – «Сам Бог при­вел ме­ня к те­бе, – от­ве­тил Фе­о­до­сий, – бу­ду ис­пол­нять то, что ты мне по­ве­лишь».

Ко­гда чис­ло спо­движ­ни­ков преп. Ан­то­ния воз­рос­ло до 12, он уда­лил­ся на со­сед­нюю го­ру, вы­рыл се­бе здесь пе­ще­ру и стал под­ви­зать­ся в за­тво­ре. Фе­о­до­сий остал­ся на преж­нем ме­сте; ско­ро он был из­бран бра­ти­ей во игу­ме­на и на­чал ста­рать­ся об учре­жде­нии пра­виль­но­го об­ще­жи­тия по уста­ву ца­ре­град­ско­го Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря. Глав­ные чер­ты учре­жден­но­го им об­ще­жи­тия бы­ли сле­ду­ю­щие: все иму­ще­ство у бра­тии долж­но быть об­щее; вре­мя про­во­ди­лось в непре­стан­ных тру­дах; тру­ды раз­де­ля­лись по си­ле каж­до­го игу­ме­ном; каж­дое де­ло на­чи­на­лось мо­лит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем стар­ше­го; по­мыс­лы от­кры­ва­лись игу­ме­ну, ко­то­рый был ис­тин­ным ру­ко­во­ди­те­лем всех ко спа­се­нию. Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ча­сто об­хо­дил ке­ллии и на­блю­дал, нет ли у ко­го че­го лиш­не­го, и чем за­ни­ма­ет­ся бра­тия. Ча­сто и но­чью он при­хо­дил к две­ри кел­лий и, ес­ли слы­шал раз­го­вор двух или трех ино­ков, со­шед­ших­ся вме­сте, то уда­рял жез­лом в дверь, а утром об­ли­чал ви­нов­ных. Сам пре­по­доб­ный был во всем при­ме­ром для бра­тии: но­сил во­ду, ру­бил дро­ва, ра­бо­тал в пе­карне, но­сил са­мую про­стую одеж­ду, преж­де всех при­хо­дил в цер­ковь и на мо­на­стыр­ские ра­бо­ты. Кро­ме ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов, преп. Фе­о­до­сий от­ли­чал­ся ве­ли­ким ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным и лю­бо­вью к ду­хов­но­му про­све­ще­нию и ста­рал­ся рас­по­ло­жить к ним и свою бра­тию. В оби­те­ли он устро­ил осо­бый дом для жи­тель­ства ни­щих, сле­пых, хро­мых, рас­слаб­лен­ных и на со­дер­жа­ние их уде­лял де­ся­тую до­лю мо­на­стыр­ских до­хо­дов. Кро­ме то­го, каж­дую суб­бо­ту от­сы­лал це­лый воз хле­ба за­клю­чен­ным в тем­ни­цах.

Из со­чи­не­ний пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия из­вест­ны: два по­уче­ния к на­ро­ду, де­сять по­уче­ний к ино­кам, два по­сла­ния к ве­ли­ко­му кня­зю Изя­с­ла­ву и две мо­лит­вы.

Ос­но­ван­ная пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем и устро­ен­ная пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем Ки­е­во-Пе­чер­ская оби­тель сде­ла­лась об­раз­цом для дру­гих мо­на­сты­рей и име­ла ве­ли­кое зна­че­ние для раз­ви­тия Рус­ской церк­ви. Из ее стен вы­хо­ди­ли зна­ме­ни­тые ар­хи­пас­ты­ри, рев­ност­ные про­по­вед­ни­ки ве­ры и за­ме­ча­тель­ные пи­са­те­ли. Из свя­ти­те­лей, по­стри­жени­ков Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, осо­бен­но из­вест­ны свя­тые Леон­тий и Ис­а­ия (епи­ско­пы Ро­стов­ские), Ни­фонт (епи­скоп Нов­го­род­ский), пре­по­доб­ный Кук­ша (про­све­ти­тель вя­ти­чей), пи­са­те­ли преп. Нестор Летописец и Си­мон.

27 августа 2017 года – празднование в честь иконы Божией Матери «Беседная»

Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской ц., построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней свт. Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской ц. поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном», свт. Николай обещал дать знамение маловерным.

По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест.

На месте чудесного явления Богоматери и свт. Николая была построена часовня во имя свт. Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на к-ром сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. В1515 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича на месте чудесного явления был основан Беседный во имя свт. Николая Чудотворца монастырь.

27 августа 2017 года – празднование в честь иконы Божией Матери Нарвская

Нарв­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри про­сла­ви­лась в 1558 го­ду, ко­гда рус­ские вой­ска оса­жда­ли го­род Нарву. Во вре­мя этой оса­ды пья­ные нарв­ские нем­цы на­шли в од­ном до­ме, в ко­то­ром ко­гда-то жи­ли рус­ские куп­цы, ико­ну Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ках. Хо­зя­ин это­го до­ма, а вме­сте с ним и его нетрез­вые го­сти ста­ли глу­мить­ся над св. об­ра­зом. Это­го сло­вес­но­го глум­ле­ния и од­но­го ру­га­тель­ства им по­ка­за­лось ма­ло, и ско­ро они пе­ре­шли к дей­ствию. Хо­зя­ин до­ма сде­лал дерз­кое пред­ло­же­ние, ко­то­рое бы­ло при­ня­то все­ми пья­ны­ми и обе­зу­мев­ши­ми от зло­бы на рус­ских го­стя­ми. — Эта без­об­раз­ная дос­ка, — го­во­рил он, — по­став­ле­на бы­ла для рус­ских куп­цов; нам же она не нуж­на, по­это­му бро­сим ее в огонь.

Тот­час же ико­на бы­ла сня­та со сте­ны и со зло­бой бро­ше­на в огонь под кот­лы, в ко­то­рых ва­ри­лось пи­во. Но пла­мя вме­сто то­го, чтобы сжечь об­раз Бо­го­ма­те­ри, устре­ми­лось квер­ху и за­жгло кры­шу до­ма. Это бы­ло в вос­крес­ный день. Воз­дух был чист и тих. Од­на­ко, как толь­ко по­ка­за­лось пла­мя на кры­ше до­ма, вне­зап­но под­ня­лась силь­ная бу­ря; ве­тер раз­ду­вал пла­мя, быст­ро пе­ре­бра­сы­вал его с од­но­го до­ма на дру­гой, и вско­ре по­чти весь го­род был охва­чен ужас­ным ог­нен­ным по­то­ком.

Ви­дя это по­жа­ри­ще, нем­цы рас­те­ря­лись. Поль­зу­ясь их смя­те­ни­ем, рус­ские вой­ска сде­ла­ли при­ступ к го­ро­ду и взя­ли его. Близ Нар­вы на­хо­ди­лось немец­кое вой­ско, но оно по ка­ко­му-то стран­но­му ослеп­ле­нию не хо­те­ло ока­зать по­мо­щи сво­им оса­жден­ным еди­но­пле­мен­ни­кам.

Ко­гда по­жар утих и го­род был очи­щен от нем­цев, то­гда в пеп­ле рус­ские на­шли две ико­ны — ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри и ико­ну Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Оба св. об­ра­за со­хра­ни­лись со­вер­шен­но невре­ди­мы­ми, ни­сколь­ко не по­стра­дав от ог­ня.

По взя­тии го­ро­да царь Иоанн Ва­си­лье­вич по­слал в Нарву Юрьев­ско­го ар­хи­манд­ри­та и Со­фий­ско­го про­то­и­е­рея, чтобы они по­стро­и­ли од­ну цер­ковь в зам­ке, а дру­гую в го­ро­де в честь чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

3 × пять =